Субвенции – это финансовое обеспечение бюджетных расходов, что такое субвенции в местный бюджет

Содержание
  1. Субвенции – это финансовое обеспечение бюджетных расходов
  2. Основания предоставления субвенций
  3. Нормативные документы для предоставления субвенций
  4. Субсидии и субвенции: сходство и отличие
  5. Что такое субвенция? Различия между дотацией, субвенцией и субсидией
  6. Субвенции: основания для предоставления
  7. Документы и правила
  8. Субвенции и субсидии: отличия и сходства
  9. Дотации и субвенции: что общего и что не так
  10. На что можно потратить субвенцию
  11. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
  12. Статья 140 БК РФ. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (действующая редакция)
  13. Что такое субвенции в местный бюджет

Субвенции – это финансовое обеспечение бюджетных расходов

Субвенции – это некоторые суммы средств, которые выделяются из бюджета высшего уровня по решению государственного органа власти на безвозмездной и безвозвратной основе в бюджет низшего уровня. Однако данные денежные суммы должны быть израсходованы на определенные цели.

Основания предоставления субвенций

Субвенции предоставляются при недостаточности источников доходов, регулируемых и закрепленных, с целью выравнивания минимального уровня финансового обеспечения муниципальных образований и субъектов РФ.

Бывают случаи, когда в муниципальные образования или бюджеты субъектов РФ направляются субсидии, представленные денежными средствами, которые были выделены для финансирования конкретных видов расходов из бюджета высшего уровня при условии в них долевого участия.

Субсидии и субвенции – это финансовые ресурсы, которые подлежат возврату при нецелевом их использовании либо неиспользования в определенные сроки.

Нормативные документы для предоставления субвенций

Основаниями для предоставления субвенций служат:

— различные целевые программы, в том числе и федерального уровня.

Целевая программа для предоставления субвенции – это комплекс мероприятий научно-технического, организационного либо социального характера, направленный на достижение определенной цели. Такие программы, в зависимости от разновидностей задач, подлежащих первоочередному решению, могут быть разделены на: внешнеэкономические, научно-технические, производственно-технические, социально-экономические и экологические. Сегодня бюджетные субвенции расходуются в основном на реализацию внешнеэкономических и социально-экономических программ.

Принимая во внимание уровень реализации целевых программ, они могут

— на федеральные, которые преследуют цели общефедерального уровня;подразделяться:

— на региональные, которые направлены на достижение целей в пределах конкретных субъектов РФ.

Получатели субвенции – это юридические лица или нижестоящие бюджеты. Аналогичное финансирование может быть выделено и гражданам.

Субсидии и субвенции: сходство и отличие

Между субвенциями и субсидиями есть как сходство, так и отличие. Сходство связано с целевым использованием выделенного финансирования. При этом если субвенции либо субсидии были использованы на иные цели, то они подлежат обязательному возврату в бюджет, из которого поступили.

Отличие между этими двумя понятиями заключается в долевом участии бюджета при предоставлении субсидии.

Что такое субвенция? Различия между дотацией, субвенцией и субсидией

Материальная помощь, которую получают бюджеты субъектов РФ, помогает регионам преодолевать последствия различных чрезвычайных ситуаций, выполнять значимые социальные задачи. Перераспределение денежных потоков, передача средств на осуществление перспективных проектов — практика, общепринятая во всем мире.

А что такое субвенция? Многие отождествляют это понятие с терминами «дотация» или «субсидия». Так ли это на самом деле? Давайте подробнее поговорим о том, что такое субвенция и в чем разница между всеми вышеназванными понятиями.

Субвенции: основания для предоставления

На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.

Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.

Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.

Документы и правила

Основанием для выделения субвенции являются:

  • соответствующие законы и подзаконные акты;
  • решения органов местного самоуправления;
  • разнообразные целевые программы.

Бюджетные субвенции, предусмотренные законодательными актами, выделяются в том случае, когда у нижестоящей инстанции (бюджета) возникают незапланированные или избыточные расходы.

При выявлении таких затрат для хозяйственных субъектов (юрлиц) решения о выделении денег принимаются органами местной власти.

Целевая программа — это целый перечень мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. В зависимости от поставленной задачи, программы могут быть:

  • научно-техническими;
  • экологическими;
  • социальными;
  • внешнеэкономическими;
  • производственно-техническими.

На сегодняшний день наиболее популярными являются последние две.

Получатели субвенций — это юрлица или нижестоящие бюджеты субъектов РФ.

Субвенции и субсидии: отличия и сходства

Понятие субсидии хоть и схоже с предыдущим, все же имеет некоторые различия. Прежде всего стоит отметить, что субсидией именуют безвозвратную помощь, которая может предоставляться как юридическим, так и физлицам. Выражаться она может как в денежном эквиваленте, так и в натуральном виде.

Все субсидии можно разделить на 2 группы:

Первые выдаются за счет государственного бюджета и являются капиталовложениями в наиболее значимые отрасли экономики, развитие НИОКР.

Вторые являются средствами денежно-кредитной и налоговой политики. К ним относятся:

  • страхование депозитных вкладов;
  • выплаты компенсаций за реализацию некоторых товаров по заниженным ценам;
  • льготное и экспортное кредитование;
  • ускоренная амортизация;
  • льготное налогообложение;
  • другое.

Чтобы лучше и нагляднее продемонстрировать разницу между понятиями, давайте составим небольшую таблицу.

Субвенция Субсидия
Возвратность средств Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению Возвращать не нужно
Форма выдачи Только деньгами Чем угодно (деньгами, вещами, продуктами, оборудованием)
Кому выдается Бюджет более низкой ступени, юридические лица Те же + частные лица
Налогообложение Не облагается Не облагается
Целевое использование Обязательно Не обязательно
Контроль за целевым использованием Несложен и обязателен Может быть лишь выборочным из-за очень широкого круга получателей
Объем инвестиций Может полностью покрывать необходимый объем средств Выделяется только на условиях софинансирования

Дотации и субвенции: что общего и что не так

Дотируемые денежные средства тоже не требуют возврата, а их использование особо не контролируется. Хозяйственные структуры довольно редко применяют такую форму финансирования. Это могут быть разнообразные пожертвования в те или иные фонды (организации). Дотации, как правило, имеют социальные цели. Могут выделяться рядовым гражданам как различными организациями, так и государственными структурами.

Наиболее развитые страны способны дотировать целые отрасли экономики. Это могут быть, например, фундаментальная наука, АПК, космические исследования, другие. Под дотацией понимается некая доплата к уже имеющимся средствам. К примеру:

  • дотация от государства убыточным предприятиям, находящимся на пути банкротства;
  • дотация работнику предприятия для оплаты санаторно-курортной путевки.

Этот вид денежной помощи не имеет конкретного целевого назначения и больше всего напоминает материальную помощь на текущие нужды.

На что можно потратить субвенцию

Итак, что такое субвенция, вы уже поняли. А на что могут быть потрачены такие средства?

Наиболее популярными являются субвенции на социальные нужды:

  • временная или единоразовая выплата малообеспеченным, детям инвалидам;
  • выплата госпомощи детям-сиротам и лишенным опеки родителей;
  • капитальный ремонт внутридворовых проездов;
  • обеспечение больниц и амбулаторий медоборудованием и расходными материалами;
  • ремонт в учреждениях дошкольного образования, закупка спортивного инвентаря;
  • многие другие программы.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные ассигнования можно классифицировать с точки зрения цели их предоставления и с учетом статуса получателяю.

ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Социальная политика — это область деятельности государства по от­ношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводст­ву человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию соци­альной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уров­нях.

Инструментами реализации социальной политики государства слу­жат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответст­вующие стандарты и т. д. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результа­том поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев населения.

Долгосрочной целью государственной социальной политики должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям по­стиндустриального общества.

Существуют следующие индикаторы уровня жизни населения:

1) среднедушевые денежные доходы;

2) среднемесячная начисленная заработная плата;

3) покупательная способность денежных доходов;

4) распределение населения по уровню среднедушевых денежных
доходов;

5) коэффициент дифференциации доходов населения;

6) прожиточный минимум (физиологический и социальный);

7) минимальная продовольственная корзина;

8) показатели дефицита низких доходов (т. е. недостаток по отношению к прожиточному минимуму);

9) обеспеченность населения товарами длительного пользования, услугами;

10) удельный вес расходов на образование, здравоохранение в ВВП и др.

Государство использует два метода в решении социальных задач:

1) адаптивный — это метод установления минимума прав и соци­альных гарантий для работающих. Он реализуется через проведение ак­тивной политики содействия занятости; социального партнерства в регу­лировании оплаты труда и распределения доходов; оптимизацию налого­обложения и системы социального страхования;

2) защитный — для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи го­сударства. Он реализуется через формирование фондов денежных средств для обеспечения социальной защиты населения. В настоящее время фор­мируется система адресной социальной помощи. В реализации этого ме­тода ключевое значение имеет государственное финансирование. Эта сис­тема государственного социального обеспечения.

Обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет государственных вне­бюджетных фондов.

Внебюджетные фонды — это целевые фонды финансовых средств, предназначенные для обеспечения дополнительными источниками финан­сирования приоритетных направлений социального развития общества.

Средства внебюджетных фондов не входят в состав казны и, соот­ветственно, на них не могут распространяться требования кредиторов РФ (субъекта РФ), относящиеся к погашению долговых обязательств. Так как в настоящее время в форме внебюджетных существуют исключительно фонды социальной направленности, вышеуказанная обособленность вне­бюджетных фондов обеспечивает стабильность социального развития при любой экономической ситуации в стране.

Государственные внебюджетные фонды представляют целевые цен­трализованные фонды денежных средств, формируемые за счет целевых обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пен­сионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределе­ния национального дохода государством в пользу определенных социаль­ных групп населения.

Наименование внебюджетного фонда отражает направление его ис­пользования.

К доходам внебюджетных фондов относятся специальные целевые налоги и сборы; средства бюджета, перечисляемые в эти фонды; прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом (где это разрешено законом); кредиты, полученные фондом в банке.

В настоящее время в нашей стране существуют только три внебюд­жетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Из этого фонда выпла­чиваются пенсии по старости и социальные пенсии (военнослужащим, в случае потери кормильца, по инвалидности и т. д.). Для выплаты пенсий по старости аккумулируются средства работодателей и работников.

Средства на выплату социальных пенсий поступают из бюджета.

Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г. в целях обеспе­чения гарантий в системе социального страхования и повышения контро­ля за правильным и эффективным расходованием средств.

Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, для санаторно-курортного лечения и т. п.

Источники средств данного фонда — обязательные страхование взно­сы работодателей, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда и др.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через не­го средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и кото­рые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские про­граммы и т. п.

Средства Фонда формируются за счет обязательных взносов работо­дателей (для работающих граждан) и средств бюджета (для неработающих граждан или работников бюджетных учреждений).

Соотношение между доходами и расходами бюджета может быть различным:

1) расходы равны доходам (бюджет сбалансирован);

2) расходы меньше доходов (бюджет сведен с профицитом);

3) расходы больше доходов (бюджет сведен с дефицитом). Бюджет должен быть сбалансирован. В случае наличия профицита или дефицита бюджета требуется комплекс мероприятий по его сбаланси­рованию.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 408 . Нарушение авторских прав

Статья 140 БК РФ. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (действующая редакция)

1. Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ.

2. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет:

1) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;

1.1) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставленных на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации, в случае передачи субъектами Российской Федерации таких полномочий органам местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

2.1. Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций.

3. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов, не допускается.

Указанные методики в части положений о распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации, предоставленные из федерального бюджета, должны соответствовать требованиям порядков определения и распределения между субъектами Российской Федерации общего объема субвенций, утверждаемых федеральными законами, и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса.

4. В случае наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления городских, сельских поселений (внутригородских районов) законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов).

Указанным законом должны быть установлены соответствующие требованиям настоящей статьи порядок (методика) расчета субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) и порядок (методика) расчета органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) субвенций из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) на осуществление соответствующих государственных полномочий.

5. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении двух и более государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, могут быть объединены в единую субвенцию местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, порядок формирования и предоставления которой утверждается законом субъекта Российской Федерации с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) полномочиями по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) распределение указанных субвенций между бюджетами городских, сельских поселений (внутригородских районов) утверждается решением представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

Допускается утверждение на плановый период не распределенного между муниципальными районами (городскими округами с внутригородским делением) объема субвенций на исполнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотации бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) в размере не более 20 процентов общего объема указанных субвенций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных субвенций, утвержденного на второй год планового периода.

При этом допускается утверждение не распределенной между муниципальными образованиями субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между местными бюджетами в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

6. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления субвенций местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых являются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, должен соответствовать установленному Правительством Российской Федерации порядку предоставления субвенций из федерального бюджета.

Что такое субвенции в местный бюджет

Читайте также:

  1. Corporate events (HR events) – корпоративные мероприятия (совместный отдых сотрудников, юбилеи компании, профессиональные праздники).
  2. I. Налоговые доходы местных бюджетов
  3. II. Неналоговые доходы местных бюджетов
  4. III. Безвозмездные и безвозвратные перечисления в местные бюджеты.
  5. S: Что такое налоговый период 1 страница
  6. S: Что такое налоговый период 2 страница
  7. А можно пояснить, что такое неправильное поведение?
  8. Аналіз тенденцій, які простежуються в доходній частині Держ.бюджету України.
  9. Аудит расчетов с бюджетом и фондами социального страхования
  10. Бабуля, ну что ты такое говоришь!
  11. Безвозмездные и безвозвратные перечисления в доходах местных бюджетов
  12. Бюджет затрат на адаптацию персонала

Что такое дотации местного бюджета

Что такое местная казна

На каком правовом основании строятся хозяйственные отношения между органами местного самоуправления и предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности

Могут ли государственные должностные лица осуществлять местное самоуправление в Российской Федерации

1) да, если это необходимо для защиты конституционного строя;

2) да, если это необходимо в целях рационального социально-экономического развития региона;

3) нет, т.к. осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;

4) нет, т.к. государственная служба и муниципальная служба по-разному оплачивается.

1) на основе договоров;

2) на основе Конституции РФ и федеральных законов;

3) на основе решений местной администрации

4) на основе законов субъектов федерации.

1) средства местного бюджета;

2) средства местного бюджета, а так же иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;

3) все финансовые средства органов местного самоуправления, за исключением кредитов и др. заемных средств;

4) средства местного бюджета без учета субвенций и дотаций.

1) средства предоставленные государством для социально-культурных, экономических и др. мероприятий на местном уровне;

2) средства, предоставленные местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения;

3) средства, предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта федерации, для покрытия текущих расходов бюджета на соответствующий финансовый год;

4) средства, передаваемые из государственного бюджета в местный бюджет и подлежащие возврату в установленные сроки.

1) денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок;

2) денежные средства, выделяемые без целевого назначения на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неисполнения основных показателей местного бюджета;

3) денежные средства, выделяемые на конкретные цели из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае их нецелевого расходования;

4) денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованием из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и подлежащие возврату в сроки, установленные договором.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 369 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит