Идеальный материал для создания шедевров: эпоксидная смола для творчества и особенности её использования

Какие марки нужно выбирать

Еще раз напомним о том, что производители, как правило, не вводят специальной маркировки для ювелирных смол. В описании они, естественно, указывают применимость той или иной марки в творчестве. Производство эпоксидных смол подлежит стандартизации, поэтому определены наименования марок, по которым можно судить о технических характеристиках эпоксидки. Всего насчитывается более десятка видов смол, которые отличаются таким параметрами, как консистенция, вязкость, цвет, плотность. Из этих видов лишь определенная часть подходит для творчества.

Различают два сорта материала: первый и высший.

  1. Первый сорт годится для черновой заливки. Об более вязкий и имеет специфический желтоватый оттенок. При желании и правильное колеровке можно и его использовать для украшений. Время жизни смолы, то есть время протекания реакции с отвердителем, составляет 4 часа. Этого вполне достаточно, чтобы навести состав и залить его в нужную форму. Такой полимер преимущественно используется в промышленности, он востребован в авиастроении, машиностроении, строительстве, электротехнике. Также ЭД-20 первого сорта является составной частью герметиков и клеевых составов.
  2. Смола высшего сорта специально создавалась для использования в художественном ремесле. Она имеет высокую степень прозрачности, а ее вязкость оптимально подобрана для комфортной и приятной работы. Маркировка смолы при этом не изменилась, так покупатель должен внимательно читать этикетку и выбирать только высший сорт. Популярность модели привела к тому, что многие мировые бренды выпускают ее, только под своими логотипами. В качестве примера можно взять смолы Epoxy, Crystal Glass и Viva Dеcor. Задачей современных производителей является не только производство подходящего по вязкости материала. Ювелирная смола не должна образовывать пузырьков (по крайней мере, это явление должно быть минимизировано), быть безопасной и прозрачной.

Из отечественных производителей богатейшим опытом обладает СПбГТИ(ТУ) (Санкт-Петербург). Его собственной разработкой являются модификации смолы ПЭО. Всего насчитывается 7 марок прозрачной смолы для творчества:

  • ПЭО-10КЭ-20/0;
  • ПЭО-210КЭ-20/0;
  • ПЭО-510КЭ-20/0;
  • ПЭО-10К-20/0;
  • ПЭО-610КЭ-20/0;
  • ПЭО-310КЭ-20/0;
  • ПЭО-710КЭ-20/0.

Модификации перечислены в хронологическом порядке, согласно их выпуску. Одна марка сменяла другую, но до сих пор их можно встретить в продаже.

Коротко о главном

Основной составляющей частью любого эпоксидного клея является смола.

Эпоксидный клей и смола имеют разнообразные виды, область применения которых определяется техническими характеристиками и свойствами.

Чтобы смола начала обладать клеящими свойствами, ее нужно обязательно смешать с отвердителем. В прилагаемой инструкции к клеящему веществу подробно описывается, как развести эпоксидную смолу.

Эпоксидный клей высыхает за несколько часов. Смола застывает несколько суток.

Клей не применяют для ремонта предметов, контактирующих с продуктами питания. Смола безвредна для здоровья человека.

Эпоксидный состав клея не работает с тефлоном, полиэтиленом, силиконом, никелевыми и хромированными поверхностями – поверхность таких материалов при сочетании с клеящим средством начинает разрушаться.

При повреждении упаковки, клей и смола теряют свои качества.

Монтажные работы с клеящими веществами требуют соблюдения мер безопасности. При необходимости, их подогревают.

Хранение в темном месте продлевает срока годности смолы и клея
.

Как правильно наносить и окрашивать

Если вы хотите сделать рисунок равномерным и качественным, необходимо придерживаться правил при нанесении своими руками. При полном соответствии, работу получится сделать безупречно.

  1. Позаботьтесь о чистоте поверхности, влага и пыль недопустимы.
  2. Перед нанесением, перемешайте все содержимое ёмкости. Частицы люминофора по истечении времени, выпадают в осадок.
  3. После полного высыхания первого слоя, примерно, через 60-120 минут, можно наносить второй.
  4. Качество излучаемого цвета будет лучше, если поверхность стены изначально светлого цвета, в идеале оштукатурена в белый цвет или хотя бы обработана белой грунтовкой. Таким образом, стена не будет поглощать цветовую гамму, тёмные стены будут светиться более тускло.
  5. Позаботьтесь о средствах индивидуальной защиты. Перчатки и очки обязательны при нанесении. При работе с токсичными красками на фосфорной основе, также необходим респиратор.
  6. Помещение, в котором проводится покраска, должно хорошо вентилироваться. Если нет системы вентиляции, откройте все окна, что б воздух находился в постоянном движении.

Из-за обширного спектра возможностей, их используют в разных сферах, причём её необязательно покупать. Светящийся краситель можно сделать своими руками, и сэкономить. Так как готовая краска стоит определённых денег, а своими руками сделать его не составит никакого труда.

Выбор краски для своих нужд

Каждый производитель старается чем-то выделить именно свой продукт. Одни создают уникальный цвет, другие добавляют особую характеристику, третьи делают акцент на цене. Люминофора очень часто поставляется в баллончиках, с их помощью можно легко наносить, при этом слой получается очень равномерный и качественный.

Если необходимо наносить краску на поверхность тела, тогда следует использовать только краску для тела, иначе любая другая может навредить организму. Люминофора для тела создана специально для нанесения на кожу человека, она легко смывается и не наносит никакого вреда.
Сколько же стоит такое украшение?

Цена на люминофоры варьируется от 30 до 100 долларов за 1 л, При этом такого объёма хватает на десять — двенадцать квадратных метров однослойной краски. Если сделать люминофорный краситель своими руками, то цена получится в несколько раз дешевле.

Подведём итог

Выбирая краску, следует учесть то, на какую поверхность она буде наносится, особенно если необходимо наносить на тело. Есть ли риск механических повреждений, или возможно, на неё попадёт влага. Изучив все факторы, которые могут влиять на окрашенную поверхность, можно приступать к выбору необходимого красителя, которая идеально подойдёт именно для вашего случая.

Если вы учтёте все нюансы, тогда люминесцентная краска прослужит вам долго, а качество сияния будет радовать вас и ваших гостей. Наносить смесь можно своими руками, без помощи специалистов и художников. Вам лишь необходимо самому уметь рисовать либо работать с красками. Ведь работа, проделанная своими руками, будет приносить намного больше удовольствия, чем чужое творение.

Характеристики

Производство красящих и пигментирующих средств – сложный технологический процесс. Как итог, краски имеют некоторые технические характеристики. Мастера, как правило, редко вникают в тонкости производства, тем не менее, некоторые параметры следует учитывать при покупке той или иной марки колера.

Перечень характеристик нельзя назвать универсальным, так как каждый производитель указывает свой список параметров. Можно перечислить, что именно покупатель обнаружит на упаковке или в инструкции.

  • Материал. У красителей нет строго определенной химической формулы. По сути, это могут быть самые различные вещества. Главное, чтобы они не реагировали с основным составом эпоксидной смолы. Например, встречаются красители на основе пропилена. Пигментные порошки делаются из слюды, а некоторые готовые добавки уже сделаны в виде компонента «А» эпоксидной смолы.
  • Тип. Здесь все очень просто: краска представлена в виде жидкости, пасты или порошка. Покупатель должен сам определить, с какой консистенцией ему удобнее работать. Дело в том, что профессиональные художники «играют» оттенками. Естественно, это достигается дозированием краски. Но если, к примеру, добавление порошка никак на процесс отверждения не повлияет, то при внесении жидкого компонента пропорция нарушится и потребуется дополнительная корректировка.
  • Цвет. В принципе, покупатель может оценить оттенок визуально, однако после смешивания красителя со смолой результат может измениться. Многие скептики утверждают, что изменится оттенок, но не сам цвет. Но достаточно вспомнить ряд случаев, когда покупалась краска черная, а в реалии она оказывалась темно-синей или коричневой. Современные производители предоставляют огромный выбор цветов, причем каждый из них может сочетаться с люминофором.
  • Масса/Объем/Габариты. Все эти параметры указывают на количество красителя в упаковке. Покупатель перед походом в магазин должен рассчитать, сколько материала потребуется для реализации его плана. Далее он закупает смолу, отвердитель и краситель в таком количестве, чтобы минимизировать расходы.
  • Эффект. Производитель часто указывает дополнительные свойства колера. В качестве примера можно привести такие, как отбеливание, перламутр, свечение в ультрафиолете, свечение в темноте и, наконец, без эффекта.

Несколько вариантов исполнения

Еще раз напомним, что общее количество дизайнерских решений с подсветкой исчисляется сотнями, поэтому описать все разнообразие невозможно. Учитывая то, что ряд моделей созданы по принципиально схожим технологиям, представим наиболее популярные примеры оформления столешниц.

Разноцветная подсветка отлично подходит для создания романтической обстановки. Используются точечные источники, рассредоточенные по площади столешницы в хаотичном порядке.

Ярким примером применения люминофора является столешница с полостями, которые заливаются эпоксидной смолой. Эти полости могут быть натуральными (червоточины) или вырезаны в слэбе специальной фрезой.

Как правило, для изготовления таких столиков необходимо относительно небольшое количество смолы, что существенно снижает себестоимость производства.

Использование белых светодиодов позволит создавать картины, имитирующие звездное небо.

Предпочтительнее было бы применить более темный фон столешницы, однако не стоит забывать, что большую часть времени изделие эксплуатируется без подсветки.

Для изготовления столов могут использоваться не только продольные, но и поперечные срезы ствола дерева. Прозрачность эпоксидной смолы позволяет сохранить натуральный рисунок. Если в состав добавить колер и люминофор, то можно получить декоративные подсвечивающиеся столики.

Широкую популярность получил стол-река. Вариаций его исполнения очень много. Смола, подкрашенная в синий цвет, имитирует водоем. Роль берегов играет деревянный слэб. Оперируя декором, можно создать картину реки или стоячего водоема. При добавлении в смолу люминофора «вода» начинает светиться в темноте.

Отдельного рассмотрения требует стол, на поверхности которого изображена огненная лава. Секрет заключается в том, что в проделанных полостях слэба монтируется светодиодная лента в эпоксидной смоле. По своей сути, такая композиция является одной из разновидностей «реки», только вместо синего наполнителя используется красный.

Если в качестве наполнения использовать множество мелких компонентов, то можно сэкономить на количестве смолы, но при этом визуально будет казаться, что ее достаточно много. Этот эффект усилится при наличии люминофора в составе.

Основные характеристики

При подборе перманентных красок для наружного покрытия смолы предпочтение стоит отдавать двухкомпонентным эпоксидным и двухкомпонентным полиуретановым составам. Также допускается применение алкидных эмалей (масляных красок).

При выборе также следует принимать во внимание следующие факторы

  • Алкидные и эпоксидные краски отличаются крайне низкой стойкостью к ультрафиолетовому излучению, поэтому не надо применять их для наружных работ, а также для окрашивания поверхностей, которые планируется использовать на открытом воздухе.
  • Полиуретановые краски более качественные. Однако они трудоемки в нанесении — покрытие формирует глянцевое покрытие, на нем будут заметны любые, даже самые малейшие огрехи. Тем не менее полиуретановая эмаль износостойка, устойчива к УФ-излучению, сохраняет свои эксплуатационные характеристики под действием влаги и прочих внешних факторов. Из недостатков можно выделить лишь высокую стоимость.
  • Алкидные эмали стоят дешево, они непривередливы в нанесении, окрашивать ими эпоксидку можно кисточкой, а также валиком либо распылителем. Это покрытие с легкостью скрывает незначительные дефекты, однако сохнет эмаль длительное время.

Перед началом работы обязательно проведите небольшой тест. Для этого краску необходимо нанести на небольшой фрагмент в незаметном месте и посмотреть, каким получится результат. Чтобы удостовериться в том, что покрытие просохло не только снаружи, но и внутри, можно попробовать поддеть его ногтем.

При изготовлении предметов, используемых внутри помещения, предпочтение лучше отдавать специальным красителям. Они добавляются в смолу до начала выполнения работ.

Окраска может быть одноцветной, с глиттером, перламутровой либо люминесцентной. Если ввести каплю красителя в эпоксидную смолу, то получается красивый полупрозрачный отлив. Для более насыщенного колера нужно сначала выкрасить смолу в белый цвет, а только после этого повторно тонировать цветной краской.

Использование пластификаторов

Увеличение пластичности эпоксидно-диановых смол положительно сказывается на их эксплуатационных свойствах. Добавление пластификаторов позволяет увеличить стойкость к ударным нагрузкам, вибрациям и другим механическим воздействиям. Кроме того, при использовании пластификаторов увеличивается эластичность покрытия.

Пластификатор ДБФ

Именно дибутилфталатовый пластификатор чаще всего используется при работе с ЭД-20 и аналогичными компаундами. Добавление ДБФ предотвращает появление трещин, вызванных существенным снижением температуры и механическими воздействиями, и снижает внутренние напряжения. Особенно эффективно использование данной присадки совместно с отвердителями ТЭТА и ПЭПА. Массовая часть пластификатора в рабочей смеси составляет от 2 до 5%.

К недостаткам пластификатора ДБФ можно отнести необходимость тщательного перемешивания. Увеличить равномерность распределения препарата позволяет нагрев до 40-50 С.

Пластификатор ДЭГ-1

Диэтиленгликоль, также как ЭД-20, относится к эпоксидной группе, однако может использоваться как пластификатор. Концентрация вещества в рабочей смеси может составлять от 3 до 10%. Добавление ДЭГ-1 существенно увеличивает пластичность эпоксидки и предотвращает растрескивание.

Вещество имеет ярко выраженный оранжевый оттенок, который передается рабочей смеси. В отличие от ДБФ, ДЭГ-1 легко смешивается с эпоксидно-диановыми смолами даже без подогрева.

Пластификатор ТЭГ-1

Своим физико-химическими и эксплуатационным свойствами пластификатор ТЭГ-1 мало отличается от ДЭГ-1. В качестве основы используется триэтиленгликоль. Добавка хорошо смешивается с эпоксидными смолами и имеет коричневатый оттенок.

Необходимость применения

Сама по себе эпоксидная смола кристально прозрачна. Это позволяет придавать ей самые оригинальные расцветки, создавать эффектное сияние и добиваться цветовых переходов.

Для изделий, использующихся на улице, этот вопрос особенно актуален. Проблема в том, что ультрафиолетовые лучи оказывают деструктивное воздействие на этот материал. Характерным признаком нарушения связей внутри эпоксидки становится её помутнение. Нанесения ЛКИ позволяет на долгое время отсрочить данный процесс.

Покрытие необходимо регулярно возобновлять, частоту обработки рассчитывают с учетом времени пребывания под лучами солнца, интенсивности действия солнечного света и особенностями используемой эмали.

В некоторых ситуациях более практичным решением станет придание необходимого оттенка еще на стадии изготовления элементов. Такая практика эффективна, если материалы используются внутри жилого помещения, когда негативное действие солнечных лучей полностью нивелировано.

Свойства эпоксидных смол

Высокие физико-технические свойства эпоксидных смол, отличающие их от многих остальных смол, определяются строением их молекулы, а главным образом — наличием эпокси группы.

Содержание эпоксигрупп в смоле является одной из важнейших характеристик эпоксидных смол, определяющей количество отвердителя, необходимого для отверждения смолы.

Содержание эпоксидных групп в смоле может быть выражено:

  1. Количеством эпоксидных групп в массовых процентах. За эпоксидную группу принимают эквивалентную массу группы, равную 43.
  2. Эпоксидным числом, равным числу грамм-эквивалентов эпоксидных групп в 100 г смолы.
  3. Эпоксидным эквивалентом, равным массе смолы в граммах, содержащей 1 грамм-эквивалент эпоксидных групп.

Кроме содержания эпоксидных групп в готовых смолах определяют:

  1. содержание летучих при 110 °С;
  2. содержание хлора;
  3. температуру размягчения или каплепадения (для твердых смол типа ЭД-);
  4. вязкость (для жидких смол типа ЭД-5 и ЭД-6);
  5. растворимость в ацетоне.

Таблица 1. Некоторые свойства эпоксидных смол на основе дифенилолпропана.

Молекулярная масса эпоксидной смолы Содержание эпоксидных групп,% по массе Содержание гидроксильных групп,% по массе Температура размягчения эпоксидной смолы, oC Вязкостьэпоксидной смолы, Пас
350-400 24,2-21,5 0,8-0,1 0,8-2 при 40oC
400 600 21,5-14,5 2,5-0,8 20-60 при 40oС
600-800 14,5-10 4,6-2,5 2 при 100oC
800-1000 10-8 5,1-4,6 55-50
1000-1400 8-6 6-5,1 70-55
1400-1800 6-4 6,5-6 85-70
1800-3500 4-2 6,8-6,5 100-85

Состав и особенности изготовления

ЭС относится к сложным соединениям, свои физико-технические характеристики проявляет исключительно в форме полимера. При реакции с отвердителями олигомеры формируют структуру множества сшитых между собой полимеров. Выпускается в соответствии с ГОСТ 10587-84. Говоря о составе эпоксидки, надо отметить, что ее можно модифицировать физическими либо химическими методами.

Химическая техника предполагает реакцию с дополнительными веществами, в результате изменяется формула основного вещества, трансформируется само строение клетки полимера. К примеру, при реакции с полиэфирами спиртов глицидиловой группы изменяются параметры эластичности затвердевшей смолы. Вместе с этим меняется и ее гигростойкость. А введя в структуру галогенорганические либо фосфорорганические соединения, можно многократно увеличить горючеустойчивость материала.

Физическая техника предполагает перемешивание ЭС с отдельными дополнительными веществами без запуска химической реакции. Так, добавление каучука увеличивает параметр поглощения механической энергии при ударах. А при перемешивании с диокисью титана изменяются визуальные характеристики смолы — она становится абсолютно непрозрачной для лучей УФ-спектра.

Автор статьи
Альбина Мухина
Дизайнер по образованию, работает в известной московской строительной компании. Увлекается современными стилями оформления интерьера.
Написано статей
456
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зеркальный потолок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: